Техническая экспертиза по делам о крушениях на ж/д транспорте

Объекты экспертизы:
­ Железнодорожные пути,
­ Стрелочные переводы,
­ Локомотивы,
­ Вагоны,
­ Приборы управления, сигнализации и др.
­ Документы:
• Акт специального (служебного, ведомственного) расследования;
• Заключение о технических причинах крушения или аварии, составляемое начальником отделения дороги и ревизором по безопасности движения;
• Протокол осмотра места происшествия;
• Фотоснимки и схемы;
• Данные лабораторных анализов металлов;
• Протоколы допросов машинистов, членов бригады поезда, путевых обходчиков, очевидцев происшествия, работников железнодорожного цеха промышленного предприятия и т.д.

Примерные вопросы, решаемые данной экспертизой:
Установление причины, механизма, обстоятельств, последствий крушения (аварии)

- Какова непосредственная техническая причина данного происшествия (столкновения поездов, схода с рельсов поезда, локомотива, вагонов и др.)-
- Не является ли крушение (авария) следствием данной технической причины (например, сход вагона с рельсов – результатом излома шейки оси)-
- Могли ли такие-то неисправности (подвижного состава, пути) вызвать крушение (аварию), и если да, то при каких обстоятельствах-
- Не создалась ли повышенная нагрузка на такую-то деталь при крушении-
- Какие организационные недостатки способствовали крушению (аварии)-
- Какое происшествие произошло раньше – крушение или падение груза (или взрыв саморасцеп поезда и т.д.)-
- Какой частью локомотива (или вагона) образованы данные следы-
- Какова сила удара, который воздействовал на данный объект (часть механизма, деталь и т.д.)-
- Какой вагон в поезде первым сошел с рельсов-
- На каком участке пути начался сход поезда с рельсов-
- Какова степень тяжести последствий крушения (аварии)

Установление состояния технических средств и техники безопасности
- Находился ли данный объект (путь, стрелочный перевод, локомотив, вагон, прибор управления и сигнализации, тормозная система поезда и т.д.) в технически неисправном состоянии, и если да, то в чем состоит неисправность-
- Соответствует ли правилам технической эксплуатации состояние технического средства (например, возвышение наружного рельса на участке кривой части пути)-
- Имели ли место определенные отклонения от соответствующих требований (например, в содержании стрелочного перевода)-
- Правильно ли уложены рельсы на данном участке пути-
- Не имеет ли балластный слой недостатков (просадок, пучин, оползней, балластных корыт)-
- Какие неисправности стрелочных переводов могли вызвать движение по неправильному маршруту-
- Соответствовали ли показания сигналов светофоров положению стрелок-
- Соответствует ли качество металла, из которого сделано изделие (рельс, деталь) стандарту-
- Является ли нагрузка на данную деталь нормальной-
- Свежим или старым является излом данной детали-
- Какова давность возникновения дефектов (стрелочных переводов, осей вагонов, буксовых узлов, рельсов и т.д.)-
- Существовал ли данный дефект до крушения или он появился в результате крушения-
- Были ли дефекты, вызвавшие происшествие, скрытыми или явными-
- По какой причине возник дефект (излом рельса, поломка оси колесной пары, сцепных, тяговых, ударных приспособлений, излом рессорных подвесов, прокат бандажей колес и т.д.)-
- Можно ли было обнаружить неисправности и устранить их до крушения-
- Какие меры предупреждения неисправностей должны были быть приняты-
- Доброкачественно ли выполнена такая-то работа (например, сварка листов цистерны), и если нет, в чем заключаются недостатки-
- В соответствии ли с требованиями безопасности движения была выполнена данная работа (формирование железнодорожного состава, погрузка, выгрузка грузов и т.д.)-
- Имеются ли недостатки в ремонте (пути, локомотива, вагонов), и если да, в чем они заключаются-
- Имеются (имелись) ли недостатки в техническом осмотре (подвижного состава, пути), и если да, в чем они заключаются-
- Можно ли было доброкачественно выполнить такую-то работу за определенное время и при наличии нужного оборудования-
- Обеспечивает ли безопасность движения технико-распорядительный акт станции-

Установление обстоятельств, предшествовавших крушению (аварии). Оценка действий работников. Суждение о возможности предотвращения происшествия.
- Какова была скорость движения на таком-то участке пути-
Для определения скорости путем расчетов необходимо знать время крушения с точностью до одной минуты. Эксперту необходимо также сообщить время проследования поездом последнего железнодорожного пункта (станции, полустанка), т.е. представить выписку из настольного журнала этого пункта.
- Какова предельная скорость, которая может быть допущена на данном участке пути-
- Каково содержание записи на ленте скоростимера-
- Правильно ли выполнены определенные технические действия (например, формирование состава, погрузка, проведение маневровой работы)-
- Правильны ли действия такого-то лица в техническом отношении-
- Допущены ли в данном случае отклонения от правил безопасности движения, и если да, то какие-
- Правильно ли было организовано железнодорожное движение на таком-то участке (составлен маршрут движения либо прием, отправление поездов)-
- Судя по состоянию приборов локомотива, принимал ли машинист меры к экстренной остановке поезда, и если да, то какие-
- Применял ли машинист торможение, и если да, то правильно ли и своевременно оно было применено-
- Был ли включен тормоз перед крушением-
- Требовалось ли производить регулярный технический осмотр такого-то объекта (подвижного состава, средств сигнализации и др.), и если да, то кто, в каком порядке и через какие промежутки времени должен был его осматривать-
- На ком из должностных лиц лежит обязанность обеспечивать соблюдение определенных правил безопасности движения-
- В обязанности какого должностного лица входило в данном случае принятие мер, необходимых для предотвращения крушения-
- В чьи обязанности входило выполнение таких-то действий (обнаружение дефектов и их своевременное устранение, контроль за правильностью погрузки и т.д.)-
- Входило ли в обязанности такого-то должностного лица выполнение таких-то действий-
- Выполнило ли такое-то лицо все действия, необходимые для предотвращения крушения, и если нет, какие действия не были выполнены-
- Можно ли было своевременной остановкой поезда предотвратить крушение или облегчить его последствия-
- Можно ли было остановить поезд, не доезжая до такого-то места-
- На каком расстоянии от места торможения можно было остановить поезд при правильном применении необходимых для этого мер (каков тормозной путь)-
Тормозной путь определяется путем расчетов. Для этого эксперту сообщаются данные о составе поезда, его весе, количестве тормозных осей, профиле пути, скорость движения перед торможением. При этом используются следующие документы:
­ Натуральный лист;
­ Вагонные листы;
­ Накладные;
­ Выкопировку из продольного профиля пути;
­ Ленту скоростимера.
- Сколько времени требуется для выполнения такой-то работы (сцепки вагонов, технического осмотра поезда и т.д.)-
- Какие правила безопасности движения и кем были нарушены в данном случае; повлияли ли эти нарушения на происшествие-
- Какие меры целесообразно осуществить в целях предотвращения крушений (аварий)