Техническая экспертиза по делам авиатранспортных происшествиях

Объекты экспертизы:
­ Авиатранспортные средства;
­ Приборы, которыми они оборудованы;
­ Их обломки;
­ Летное поле;
­ Наземная аппаратура для управления самолетами;
­ Стартовые и посадочные знаки;
­ Документы:
• Акт о специальном (ведомственном) расследовании авиационного происшествия,
• Протокол осмотра места происшествия,
• Объяснения членов экипажа и пассажиров самолета по обстоятельствам происшествия,
• Документы метеорологической службы (метеобюллетени, копии метеосводок, выписки из метеожурнала),
• Полетное задание,
• Барограмма,
• Бортжурнал,
• Рабочая тетрадь авиатехника,
• Журнал радиостанции по приему и передаче радиограмм,
• Бортовая фонограмма.
Примерные вопросы, решаемые данной экспертизой:
Установление причины, механизма,
обстоятельств происшествия

- Какова непосредственная причина происшествия (падения воздушного судна, возникновения на нем пожара и т.д.)-
- Не является ли происшествие следствием данной причины (дефект самолета – конструктивный или производственный, неблагоприятные метеорологические условия – гроза, туман и т.д., недостаточный запас бензина, заправка самолета недоброкачественным или некондиционным топливом или маслом, перегрузка самолета, недостатки наземного обеспечения полета, неправильные действия пилота и т.д.)-
- Не является ли происшествие следствием данной поломки самолета (деформация правой или левой плоскости, разрушения деталей кривошипно-шатунного механизма мотора, прогара клапана воздушного самопуска и т.д.)-
- Является ли данное повреждение самолета причиной происшествия или оно является его следствием-
- Какие организационные недостатки способствовали происшествию-
- Какое значение для происшествия имели неправильные действия экипажа самолета (нарушение заданной высоты, отклонение от курса)-
- В каком направлении и под каким углом упал самолет, судя по следам самолета на земле и окружающих предметах, а также характеру и расположению обломков-
- Какой частью ударился самолет о землю (или наземный предмет) при падении-
- Какой частью ударился самолет о местный объект при взлете-
- С какой высоты началось падение самолета-
Данный вопрос может быть решен в предположительной форме путем расчета. При это учитывается соотношение места нахождения свидетеля наблюдавшего падение, и место обнаружения обломков самолета.
- С каких частей началось разрушение самолета в момент происшествия, и в какой последовательности оно происходило-
- Где началось (происходило) разрушение воздушного судна (или возник пожар) – в воздухе или на земле-
- Каково было положение такого-то механизма (детали) воздушного судна (например, тумблера в положении «включено», «выключен», «нейтрально») в момент происшествия (удара самолета о землю и т.д.)-
- Соответствовала ли погода во время происшествия минимуму для командира воздушного судна (данного аэродрома)-
- Соответствовала ли фактическая погода прогнозу-

Оценка состояния технических средств и техники безопасности
- Находился ли данный самолет в технически исправном состоянии, и если нет, в чем заключались неисправности-
Данный вопрос может быть поставлен относительно самолета в целом, его отдельных частей (винта, хвостового оперения, плоскостей, шасси, органов управления, кислородной аппаратуры и т.д.).
- Имеет ли недостатки конструкция самолета, и если да, какие именно-
- Пригоден ли самолет для полетов в определенных условиях (на большой высоте, в сложных метеорологических условиях и т.д.), и если нет то почему-
- Правильно ли произведен монтаж, сборка узлов и деталей самолета-
- Были ли исправны приборы самолета перед происшествием-
- Соответствовала ли взлетно-посадочная полоса условиям взлета или посадки самолета данного типа, если нет, то повлияло ли это на происшествие-
Данный вопрос ставиться либо в общей форме, либо применительно к отдельным характеристикам летного поля (размеры, вид и состояние поверхности, наличие на поле мешающих предметов, наличие посадочных и стартовых знаков и т.д.).
- Исправна ли была наземная аппаратура, предназначенная для управления самолетом (радиолокационная, связи, светообеспечения)-
- Достаточно ли количество имеющихся знаков (стартовых или посадочных) для обеспечения безопасности полетов-
- Отвечает ли обеспечение самолетовождения требованиям безопасности полетов-
- Достаточно ли обеспечение самолета (горючим, смазочными материалами, картами, метеорологическими данными) для полета в таких условиях-
- Какая часть механизма отказала в полете, и в чем выразился отказ, судя по состоянию самолета в данный момент-
- Какова причина отказа материальной части самолета-
- Что явилось причиной разрушения такого-то механизма воздушного судна-
- Не явилось ли причиной разрушения механизма (детали) воздушного судна такое-то обстоятельство (разрушение тяги руля высоты – неправильное крепление, удар самолета о землю и т.д.)-
- Является ли повреждение свежим или старым-
- Является ли материал, из которого изготовлена данная деталь самолета, доброкачественным, и если нет, в чем состоят недостатки-
- Относится ли данное вещество к самовозгорающимся и могло ли оно самовозгореться на воздушном судне, если да, то при каких условиях-
- Можно ли было обнаружить данные неисправности при последнем техническом осмотре-
- Проводился ли последний ремонт (предполетное обслуживание) самолета в соответствии с установленным регламентом-
- Каково качество ремонта самолета и правильна ли была его оценка-
- Имеются ли недостатки в техническом осмотре самолета, и если да, то какие именно-
- Требовалось ли производить регулярный технический осмотр таких-то механизмов, и если да, то кто из работников, с какой периодичностью и в каком порядке должен был производить осмотр-

Установление обстоятельств, предшествовавших происшествию; оценка действий работников; заключение о возможности предотвращения происшествия
- Работали ли двигатели самолета перед происшествием в заданных режимах, и если нет, то почему-
- Правильно ли выполнялись определенные технические действия (взлет, посадка, определение места нахождения самолета, изменение курса и т.д.), и если нет, в чем состояли неправильности-
Примеры:
• Правильно ли оценил создавшуюся обстановку руководитель полета (диспетчер), какие он допустил нарушения-
• Были ли использованы руководителем полета (диспетчером) имевшиеся в его распоряжении средства помощи экипажу воздушного судна для предотвращения происшествия-
• Правильно ли (в соответствии с правилами) подавались команды руководителем полета (диспетчером) на борт воздушного судна; если нет, то в чем выразилось нарушение правил-
• Соблюдались ли на воздушном судне правила противопожарной безопасности; если нет, то какие правила были нарушены-
• Соответствовала ли правилам безопасности полетов и наставлениям подготовка для данного полета-
• Достаточно ли было предоставленное экипажу время для отдыха перед рейсом и правильно ли оно было использовано-
- Соответствовали ли такие-то действия правилам безопасности полетов, и если нет, каким правилам не соответствовали и в чем несоответствие выражалось-
- Нарушены ли в данном случае правила безопасности полетов, и если да, то какое значение это имело для происшествия-
- Все ли меры безопасности полета соблюдены экипажем самолета-
- Правильно ли проводилась подготовка к полету-
- Правильно ли было организовано метеорологическое обеспечение полета-
- Соответствует ли метеорологический прогноз фактическому состоянию погоды в определенное время-
- Своевременно ли было передано штормовое предупреждение экипажу воздушного судна (или работникам управления воздушным движением)-
- Правильно ли действовал диспетчер аэропорта, какие он допустил нарушения, использовал ли все имеющиеся в его распоряжении средства и возможности для предотвращения происшествия-
- Кем не соблюдены нарушенные в связи с данным происшествием правила безопасности полета-
- На ком лежала обязанность по обеспечению соблюдения правил безопасности полетов-
- Можно ли было предотвратить происшествие, и если да, то каким образом-
- Какие были приняты экипажем самолета меры по предотвращению происшествия, судя по положению соответствующих механизмов (рычагов управления, переключения зажигания и др.)-
- Достаточны ли были меры, принятые для предотвращения происшествия-
- Какие действия следовало выполнить в данных условиях согласно правилам пилотирования (или подготовки самолета к полету)-
- На ком из должностных лиц лежит обязанность обеспечивать соблюдение определенных правил безопасности полетов-
- Входит ли в обязанности такого-то работника выполнение данных действий-
- Выполнило ли такое-то лицо все действия, необходимые для предотвращения происшествия и входящие в его обязанности, и если нет, то какие действия не были выполнены-
- Достаточна ли квалификация данного лица для выполнения возложенной на него работы (по подготовке или осуществлению полета)-
- Какие мероприятия целесообразно осуществить в целях предотвращения происшествия на воздушном транспорте-